Работаем по дому вместе с малышом

 

Ещё в середине XIX века на территории Беларуси преобладали большие семьи, состоящие из нескольких поколений. Под одной крышей жили родители, их дети, внуки и правнуки. Все подчинялись главе семьи, женщины – жене главы семьи и мужчинам, младшие по возрасту – старшим. Такая семейная организация позволяла сохранять связь между поколениями, передавать по наследству традиции и обычаи семьи. Девочка естественным образом обучалась искусству материнства с самого детства, помогая старшим женщинам ухаживать за детьми. К моменту замужества она уже обладала достаточным запасом знаний и навыков ухода за новорождённым ребенком, дальнейшее воспитание которого проходило в кругу большой семьи и получало соответствующую направленность в зависимости от пола ребёнка.

После отмены крепостного права на Руси в 1861 году большие семьи стали разделяться. Помещик лишился права запрета на дробление семьи, да и сильное желание женщины освободиться от гнёта вышестоящих родственников со стороны мужа сыграло свою роль. С одной стороны это способствовало развитию белорусской женщины как личности, повышению её социального статуса, но с другой – приходится это признать – привело к ослаблению духовных связей между поколениями, нарушило цепочки передачи опыта воспитания детей от матери к дочери. Потом Советская эпоха внесла серьезные коррективы в воспитательный процесс. Кормление ребёнка происходило строго по режиму, а уход за ним подчинялся правилам, которые следовало выполнять абсолютно всем. Естественные методы ухода за новорождённым и грудным ребёнком как-то незаметно затерялись среди всевозможных ограничений.

Сегодня, молодая мама, возвращаясь из роддома, часто оказывается один на один с новорождённым младенцем, постоянно требующим её внимания, и домашними делами, которые с каждым днём как будто накапливаются. А тут ещё и усталость, и отдохнуть хочется… Но стоит только переложить малыша в кроватку, чтобы пойти перекусить или хотя бы выпить чайку, как он через пять минут начинает плакать. А надо ещё и постирать, и погладить! Как же всё успеть?

Многие бабушки, видя уставшие лица своих дочерей, искренне советуют дать пустышку и уложить кроху в кроватку, допоить водичкой или смесью, чтобы ему лучше спалось, а в это время переделать все дела. Такой способ может помочь, но скорее всего вызовет серьёзные последствия. В период новорождённости это, как правило, отказ ребёнка от груди, уменьшение количества молока у мамы, переход на смешенное или искусственное вскармливание. Долгосрочные последствия – нарушение связи между мамой и ребёнком, отсутствие доверия и взаимопонимания, страх темноты или одиночества и др.

Оказывается современная женщина, точно так же, как и её далёкая предшественница, прекрасно приспособлена самостоятельно ухаживать за ребёнком без искусственных заменителей мамы и может продолжать жить своей обычной жизнью... вместе с малышом! Для этого просто нужно чуточку знаний о поведении и потребностях новорождённого и немножко рационализма в ведении домашних дел. И всё получится! Итак, как организовать быт с маленьким ребёнком и при этом оставаться отдохнувшей, красивой и счастливой?

Прежде всего, важно учитывать, что новорождённый ребёнок большую часть времени предпочитает проводить у мамы на руках, поэтому желательно как можно быстрее научиться удобно его носить. Правильное положение на руках позволяет сформировать идеальную линию его позвоночника, кроме того, уверенность мамы передается её малышу, и он становится более спокойным. Удобная поза ребёнка на руках равномерно распределяет нагрузку на позвоночник самой женщины, и она рационально расходует свои силы. Издревле женщины для ношения ребёнка использовали слинг или лоскутный держатель. Привязав к себе малыша, женщина продолжала участвовать в социальной жизни семьи и общества. Вместе с ним она ходила и в поле работать, и на базар за новыми нарядами, и на свадьбу!

Когда научились хорошо носить, можно приступать к систематизации домашних дел, другими словами «раскладывать по полочкам», чтобы понять, какие можно делать двумя руками, какие – одной, а какие – сидя и стоя. Вот несколько примеров, которые вы можете использовать как образец, классифицируя собственные домашние дела.

Стоя и используя одну руку, мы вытираем пыль и раскладываем вещи по местам, закладываем бельё в стиральную машину, складываем бутерброды и делаем чай, готовим еду из полуфабрикатов и т.д.

Дела, которые выполняются стоя одной рукой, можно делать с малышом на руках. Такая совместная деятельность позволяет маме работать по хозяйству, а ребёнку – наблюдать за маминой работой, что способствует его развитию.

Сидя и используя две руки, мы шьем и пришиваем, можем чистить, перебирать или резать овощи и фрукты, гладить, разбирать или сортировать мелкие вещи, можем подготовить полуфабрикаты для приготовления еды т.д.

Дела, которые можно делать сидя двумя руками, тоже выполняем вместе с малышом, когда он лежит рядом с матерью. Например, чтобы чистить картошку, устройтесь на полу на коврике и положите ребёнка рядом с собой в специально обустроенное для него место, детский шезлонг или переносную колыбельку от коляски. Малыш будет спокоен, и мама получит возможность приготовить обед или ужин.

Из сказанного сам собой напрашивается вывод: вполне возможно выполнять всю работу по дому вместе с ребёнком, позаботившись заранее об удобных и безопасных местах для него во всех комнатах, где у вас есть дела. При необходимости сделать что-то двумя руками, отложите туда малыша на несколько минут и, выполнив необходимое действие, снова возьмите его на руки. Ведь ребёнок первых двух месяцев жизни может полежать без мамы около 10 минут. Отложив кроху на несколько минут, важно брать его на руки в тот момент, когда он только начал проявлять неудовольствие.

Если мама занимается делами по дому во время бодрствования ребёнка, то когда он спит, она тоже может дать себе возможность отдохнуть, спокойно покормить малыша грудью и даже поспать вместе с ним, тем более, что ночной сон у неё, скорее всего, прерывается несколько раз. Можно рядом со спальным местом всегда держать книгу и в ожидании, пока ребёнок заснёт и сам отпустит грудь, почитать художественную или научную литературу, расширить свой кругозор в вопросах воспитания детей или даже повысить квалификацию – кому что нужнее.

Деятельность мамы с ребёнком на руках очень важна для его развития. Когда малыш находится рядом с мамой, которая всё время занимается делом, он наблюдает за её действиями и постепенно познаёт мир. Он видит различные предметы, узнаёт их назначение и свойства, запоминает их внешний вид. Откуда же ещё малыш может узнать, что яблоко едят, а в кастрюльке готовят пищу, что в шкафчик складывают различные предметы. Находясь у мамы на руках во время её домашних дел, ребёнок получает колоссальный поток информации, благодаря чему у него формируются представления об окружающем мире. Именно так он получает оптимальные возможности для своего развития. Правило первое, работу по дому выполняем вместе с малышом, во время его сна – отдыхаем и саморазвиваемся.

Целенаправленно занимаясь делами, желательно доделывать их до конца. Это тоже важный воспитательный момент. Мама может постоянно отвлекаться от начатого дела на то, чтобы приложить ребёнка к груди, усыпить его, высадить, но если она всё-таки завершает начатую работу, то тем самым, с первых дней она приучает малыша все начинания завершать.

Отсюда следует правило второе – всегда доводим начатое дело до конца.

Для молодой мамы очень важно хорошо питаться, потому как в период естественного вскармливания она очень многое отдает ребёнку, и если её рацион будет неполноценным, то пострадает собственный организм. Однако в первые месяцы жизни малыш требует постоянного маминого присутствия, так что некогда даже поесть. Что ж, возьмите его с собой за стол! Можно также положить ребёнка в специально подготовленное место. Следите за тем, чтобы пища была тёплая, это же касается напитков. С ребёнком на руках садитесь к столу боком со стороны ведущей руки, которой собираетесь есть; берите за стол спеленатого ребёнка. Чтобы не испачкать пелёнки, можно сверху прикрыть малыша тряпочкой или салфеткой. Правило третье – во время еды можно положить ребёнка рядом с собой, а можно держать его на руках и прикладывать к груди.

Пришло время поговорить о роли мужчины. Пока он отсутствует, женщина старается сделать максимально возможное количество дел. Оставшиеся, можно поручить вернувшемуся мужу, но только после того как он поест и отдохнёт, если устал. Молодой маме полезно знать, как правильно использовать мужскую помощь и рационально распределять мужские силы. Лучше привлекать папу к хозяйственной деятельности, чем к присмотру за ребёнком. В силу отсутствия у него материнского инстинкта – тут с природой приходится согласиться – папе требуется гораздо больше времени, чем маме, чтобы научиться понимать нужды малыша и соответствующим образом на них реагировать.

Для полноценного отдыха мужчине нужно больше времени, чем женщине, поэтому ночью ему лучше дать возможность спокойно выспаться и тревожить только в случае крайней необходимости. Женщина может спать урывками всю ночь, а потом ещё и днём добрать нужные ей часы сна. Мужской организм устроен по-другому, ему очень важен непрерывный шестичасовой сон. Поэтому ночью ухаживает за ребёнком именно мама, к тому же у неё есть грудь, которая быстро успокоит малыша.

Мужчина предпочитает в один приём делать только одно дело. Он гораздо медленнее, чем женщина, переключается с выполнения одного задания на другое. Отнеситесь к этому с пониманием. Давая поручение любимому, точно его сформулируйте, а лучше напишите, в какой промежуток времени и что сделать. После этого можете заниматься своими делами и предоставить мужу возможность сделать всё самостоятельно. Контроль его деятельности с вашей стороны может показаться навязчивым, и в итоге вы рискуете лишиться помощника. Ещё желательно учесть, что мужчина начинает делать что-либо после некоторого раздумья. Он составляет план, как выполнить ваше поручение быстро и с наименьшими усилиями. По окончании дела похвалите своего супруга. Скажите, как он вам помог и как всё прекрасно сделал, даже лучше, чем получилось бы у вас! Мужчины очень любят похвалу, хотя и стесняются в этом признаться.

Правило четвертое – если ночные подъемы папы будут редкими и обоснованными, мы сохраним его трудоспособность и хорошее расположение; папу лучше привлекать к хозяйственной деятельности, чем к присмотру за ребёнком. 

А вот бабушка – как раз тот человек, который может подержать ребёнка на руках, освободив маму для домашних дел, а может помочь по хозяйству, освободив от него маму. Все зависит от ситуации. Нам стоит похвалить бабушек за то, что они умеют сидеть с детьми и их пестовать. Бабушка гораздо лучше папы успокоит дитя, покачает его и уложит спать. Однако и в этом придерживайтесь определённых границ, т.к. в период новорождённости и ещё очень долго после него ребёнок засыпает и просыпается, посасывая мамину грудь.

Правило пятое – бабушка может помочь молодой маме как в уходе за ребенком, так и по хозяйству.

Написанные здесь правила скорее являются «неписанными правилами», собранными по крупицам нашими предками. Удачи, успеха и уверенности вам в ваших начинаниях!

 

Ольга Бабаян, группа поддержки естественного вскармливания «Ласковая мама», г. Полоцк

 

Литература: по материалам пособия для родителей Цареградской Ж.В. «Новорожденный: уход и воспитание». – М.: Издательство «Рожана», 2005 г. – 128 с.